на главную страницу

Измененное состояние сознания. Что это?

Изменить свое сознание – что означает фраза сия, что при этом изменяется и как, ведь сознание – это не вещь, потрогать его нельзя, тем более «на глаз» или «на ощупь» определить степень его изменения… или можно? И нужно ли вообще это делать?

Дело в том, что измененное сознание – это симптом, являющийся обязательным компонентом при многих заболеваний и не только в психиатрии и наркологии, но и в токсикологии и реанимации. Давайте в этом разделе попытаемся понять - что такое измененное состояние сознания вообще, как это можно выразить в рисунках и схемах, в дальнейшем, более подробно разберемся с изменением сознания при «помощи» наркотика.

Продолжим использовать «фильтр-фишинг», установленный в предыдущем разделе «Философия»: пусть те размышления, которые будут здесь представлены являются истиной наполовину (принцип фифти-фифти)

Вначале цитата из Википедии

Измененные состояния сознания (ИСС) — качественные отклонения в субъективных переживаниях или психологическом функционировании от определенных генерализованных для данного субъекта норм, рефлексируемые самим человеком или отмечаемые наблюдателями. Переживание ИСС является характерным свойством сознания и психики здоровых людей. Изменённые состояния могут вызываться совершенно различными триггерами и могут иметь, а могут и не иметь отношение к патологии. Типологически изменённые состояния сознания можно подразделить следующим образом:
    1. искусственно вызываемые: индуцированные психоактивными веществами (например, психоделиками:           галлюциногенные грибы, дурман, марихуана, кактусы Пейот и Сан-Пэдро, можжевеловый дым, алкоголь,           химические средства) или процедурами (например, сенсорной депривацией, холотропным дыханием, гипнозом);
    2.  психотехнически обусловленные: религиозные обряды, аутогенная тренировка по Шульцу, осознанные           сновидения;
    3.   спонтанно возникающие в обычных для человека условиях (при значительном напряжении, прослушивании           музыки, спортивной игре), или в необычных, но естественных обстоятельствах (например, при нормальных           родах), или в необычных и экстремальных условиях (например, пиковые переживания в спорте, околосмертный           опыт различной этиологии).


Начать с того, что наш мир (вселенная) условно делится на две большие части: окружающий нас объективный или реальный (мир физических предметов и явлений) и, пока малопонятный, субъективный (мир наших чувств, мыслей, воспоминаний, снов). Забегая немного вперед, отметим следующее: в объективном мире правит бал логика, в субъективном – интуиция. Схематично это можно изобразить примерно так: Оба мира существуют порознь, не «перемешиваясь» друг с другом (по крайней мере так считалось до недавнего времени), но существует способ пересечь, нарушить границу между ними и способ этот присущ только существу, обладающему сознанием, то есть homo sapiens, человеку. Изменить свое сознание (переключиться с логики на интуицию) способен только он.

ИСС знакомо людям издавна, но длительное время монополией на него владели члены определенной касты: шаманы, знахари, жрецы. Искусство вызывать ИСС передавалось из поколения в поколение, случайные люди не допускались в касту избранных, очень часто способность вызывать ИСС использовалась жрецами и правителями для сохранения и укрепления власти. Но время шло и постепенно искусство вызывания ИСС перекочевало из области религии в медицину, многие врачи начали использовать гипноз (один из способов вызывать ИСС) в лечебных целях, особенно бурный рост и интерес к ИСС был отмечен после опубликования работ Зигмунда Фрейда по теории бессознательного.

Согласно теории Фрейда наша психика (душа) делится на две большие области: сознательную и бессознательную и если наглядно представить себе это в виде рисунка, то выглядит примерно так:
На первый взгляд что-то сложное и непонятное, но это только на первый взгляд. Черная горизонтальная линия – это граница между сознательным (то, что выше границы) и бессознательным (ниже). Так уж устроено природой, что в норме сознательная часть психики подавляющего большинства людей (в виде разноцветных «щупалец») спроецирована в зоне «объективной реальности», в объективном, физическом мире; то, что ниже «изолинии» - некий «кувшинчик», плавающий в субъективном мире – это и есть бессознательная часть нашей психики (подсознание), разноцветные же «щупальца», раскинувшиеся в объективном мире – это наши органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, чувство равновесия), а область психики, обозначенная как «ЭГО» - это и есть средоточие нашего «Я».

В обычном (неизмененном, бодрствующем) состоянии сознания изо дня в день происходит один и тот же процесс - исследование близлежащей к «ЭГО» территории на предмет опасности или полезности. «Щупальца» наших органов чувств «шарят» в окружающем мире, обследуют его, добывая всё новую и новую информацию, фактически являясь слугами, сторожевыми псами нашего «Я», их основная задача найти и определить степень важности, полезности или опасности для «Я» (хозяина), которая исходит от того или иного предмета или явления окружающего мира. Собранная информация анализируется, классифицируется и поступает на хранение в бессознательную область (субъективный «отдел» психики) в виде опыта (обработанных и «упакованных» должным образом сгустков информации о предмете или явлении). В дальнейшем, если мы вновь сталкиваемся с этим предметом, наши органы чувств (репрезентативные системы) попросту сравнивают очередной сгусток информации с опытом, уже хранящимся в подсознании (в «кувшинчике» памяти). Но иногда информационный сгусток может поступить в подсознание в необработанном, «сыром» виде, в этом случае говорят об образовании в подсознании невротического очага.
Любой процесс, который Вы пытаетесь освоить в жизни, будь то вождение автомобиля, постройка дома, игра на гитаре, секс, если он отработан и завершен, то будет опытом, в ином случае – невротическим очагом. Особенно стойки, неприятны и опасны невротические очаги, полученные в экстремальных состояниях, к примеру, в ходе боевых столкновений, при ДТП или при природных катастрофах – мощный поток негативной информации и мало времени для его адекватной переработки и интеграции. В итоге, бессознательную область среднестатистического человека можно представить в следующем виде. Там имеется хранилище из переработанного опыта (на схеме представлена в виде кучи «кирпичей») и масса свободно плавающей непереработанной, «плохопереваренной» информации в виде «невротических пузырей». Иногда, у особо чувствительных людей с неустойчивой психикой таких невротических очагов скапливается очень много, фактически они «переполняют» всё подсознание. Так как, в отличие от «кирпичей опыта», спокойно «лежащих» на одном месте «невротические пузыри» свободно «плавают» в подсознании, периодически «сталкиваясь» как между собой так и с границей, отделяющей сознание от подсознания, это вызывает у человека такие неприятные и малопонятные для большинства здоровых людей симптомы как повышеный уровень тревоги, беспокойство по казалось бы пустяковым поводам, приступы страха при отсутствии какой-либо очевидной опасности, зачастую достигающий уровня паники, нарушения сна и другие «прелести». И называется эта болезнь невроз и таблетками она лечиться очень плохо.

Как же лечил невроз Фрейд? В начале своей карьеры Фрейд использовал метод изменяющий сознание, а именно, гипноз, позволяющий «разрыхлить» границу между сознательной и бессознательной областью (ту самую горизонтальную изолинию): в состоянии гипнотического транса открывались «проходы-порталы» и появлялась возможность для невротического очага (незавершенного процесса) выскользнуть наверх и вновь очутиться в объятиях органов чувств («щупалец»). Информация перерабатывалась вновь, больной внезапно осознавал (вспоминал) причину своего недуга, зачастую бурно реагировал на это, с криками и хаотическими движениями. Этот процесс назывался красиво и величественно – катарсис, после завершения которого фактически наступало выздоровление.
Но, однажды, во время очередного сеанса гипноза, пациентка, находившаяся в глубоком трансе, возбудившись, набросилась на Фрейда и сильно его испугала. Фрейд прекратил использовать гипноз и в качестве альтернативы разработал так называемый метод свободных ассоциаций (психоанализ). Но процесс использования ИСС в медицине «пошел» и остановить его уже было невозможно.

Ученик Фрейда Карл Густав Юнг вначале принял фрейдовское учение о бессознательном «на ура», но в дальнейшем существенно доработал его, привнеся множество неожиданных и изящных моментов. Так, Фрейд говорил, что человек приходит в этот мир с «чистым» подсознанием, подобно «листу бумаги, на котором жизнь пишет драму, трагедию или фарс» и что причины психических недугов нужно искать в области индивидуального, личного бессознательного каждого отдельного человека (в том самом «кувшинчике»).
Юнг считал, что это не совсем так. Наблюдая за переживаниями своих пациентов в состоянии гипнотического транса, Юнг заметил одну интересную особенность. Иногда пациенты, переживая катарсис, рассказывали о психотравмирующих ситуациях из своей личной жизни, давно ими позабытых (вытесненных глубоко в подсознание), но иногда, в состоянии глубокого транса, они начинали вдруг переживать события, которые ну никак не могли случиться в их биографии, за последние пару-тройку десятилетий. Например, находясь в глубоком (сомнамбулическом) трансе, люди вдруг «вспоминали» себя в образе древнего воина-викинга, участвующего в набеге на побережье Англии, начинали разговаривать на древненорвежском наречии, описывали мельчайшие детали одежды, орудий и обстановки того времени; другие «умирали» на гладиаторской арене, или в застенках средневековой инквизиции, или в короткой кровопролитной схватке с печенегами в дикой древнерусской степи. Причем, после выхода из транса, выяснялось, что пациенты никогда не слышали и не читали о подобных событиях. Откуда же пришли эти «знания», эти эмоционально насыщенные «сгустки информации». Юнг выдвинул смелое предположение, что личное бессознательное описанное Фрейдом – это только часть некого единого и громадного целого, что в субъективном мире существует область коллективного бессознательного, куда «сливается» содержимое других «кувшинчиков» - скапливается и хранится информация о ВСЕХ событиях, имевших место во всемирной истории и куда можно проникнуть в состоянии ИСС.
«Листы бумаги» с написанными на них историями жизни отдельных людей сплетаются в «громадный том» истории всего человечества и эти «рукописи, не горят…»

Рассказывать о Юнге, создавшем целое направлении в психологии, можно очень долго, кому интересно, пусть поищут в Сети, мы же пойдем далее. Не будем подробно останавливаться на других известных психологах и химиках, внесших свой вклад в изучение ИСС, только отметим некоторых из них.
Это Вильгельм Райх, разработавший учение о «мышечном панцире» - как результате преобразования психической энергии из невротического очага в мышечную с образованием мышечных зажимов или блоков; это Роберто Ассаджиоли и Пьеро Ферручи, разработавшие концепцию психосинтеза; это Альберт Гоффман, открывший химическую формулу и описавший свойства и особенности воздействия на психику первого психодислептика (химического вещества, изменяющего сознание) - ЛСД-25 (диэтиламина лизергиновой кислоты) и многие другие.
Давайте теперь более подробно остановимся на основных положениях ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ, разработанной Станиславом Грофом, т.к. они достаточно четко вписываются в рамки предыдущих двух учений (Фрейда и Юнга). Работы Станислава Грофа по трансперсональной психологии до сих пор являются предметом ожесточенного спора между представителями традиционной (ортодоксальной) психологии и, так называемой «психологии будущего». Выяснять кто прав, а кто нет мы не будем, давайте разберемся с основными положениями учения Грофа, тем более, что в нем есть довольно неожиданные моменты, небезинтересные для основной темы нашего сайта – наркозависмости. Итак.

Станислав Гроф, американский психиатр чешского происхождения хорошо известен тем, что длительное время занимался исследованием ИСС, вызванных при помощи психоделиков (психодислептиков) – химических веществ растительного, животного происхождения или синтезированных в лабораторных условиях, способных «открывать порталы» в бессознательную область без использования зачастую громоздких и хлопотных гипнотических техник. Наиболее известное из них – это ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты), открытый случайно швейцарским химиком Альбертом Гоффманом в ходе исследования им алкалоидов спорыньи (грибка, паразитирующего на колосьях ржи). Открыв и описав химическую формулу ЛСД Гоффман забыл о своем открытии, вернувшись к исследованию её свойств только через несколько лет. Он же впервые испытал на себе психоделические свойства ЛСД и описал их («велосипедный трип»).

Вначале психиатры очень заинтересовались свойствами ЛСД, начали широко использовать его в исследованиях, многие считали, что наконец-то найден верный способ «смоделировать» психоз при шизофрении для его углубленного изучения (как тогда, так и теперь причины этого тяжелого психического заболевания находятся под большим вопросом). В числе психиатров, использовавших ЛСД в своих экспериментах был и Станислав Гроф. Работая в клинике-хосписе для неизлечимых раковых больных, Гроф давал им ЛСД в малых дозах для облегчения боли. Боль действительно хорошо купировалась, но была одна особенность, которая не ускользнула от внимания Грофа. Зачастую, после приема препарата, у больных изменялось восприятие окружающей действительности, они впадали в некое подобие глубокого гипнотического транса с порой бурным реагированием на какие-то свои внутренние переживания. По истечению нескольких часов, когда заканчивалось действие ЛСД, люди «возвращались» в реальный мир и рассказывали удивительные вещи о своих переживаниях, как будто вернувшись из увлекательного путешествия. В дальнейшем, сеансы с применением ЛСД и других психоделиков начали называть «трипами», от английского слова trip – путешествие, вояж.

Помимо рассказов о сказочных мирах в которых они побывали, о встречах с Богом (Истиной), раковые больные испытывали довольно странное для их болезни душевное облегчение: проходила депрессия, нормализовались отношения с окружающими людьми, улучшался сон и физическое самочувствие. Сами пациенты объясняли это тем, что во время «трипа» они поняли и осознали одну очень важную вещь, а именно: смерти нет, есть иные формы существования сознания, так как это описано в древних философских трактатах. А раз нет смерти, то и страх смерти ни к чему…

Многообещающие исследования свойств ЛСД и других психоделиков продолжались до тех пор, пока не вмешалась его величество глупость. Весть об открытии вещества, позволяющего накоротке «познакомиться с Богом», быстро разлетелась по миру, появилась масса желающих приобщиться к новой субкультуре (хиппи), ЛСД покинул стены медицинских лабораторий и вырвался на улицу. Через несколько лет бурного и неоправданного использования ЛСД всеми кому не лень и, вследствие этого, появлением массы побочных эффектов и осложнений, препарат был запрещен к свободному обращению, взят под строгий контроль, из-за чего многие научные исследования были свернуты. И только в последнее время интерес к ЛСД вновь ожил, в США, Канаде и других цивилизованных странах вновь возобновляются исследования его «волшебных» и многообещающих свойств.

Заслуга же Станислава Грофа заключалась в том, что, в период «очернения» ЛСД он не опустил руки и разработал альтернативный метод изменения сознания во многом сходного с ЛСД-трипом, но без использования химии – холотропное дыхание, которое юридически трудно запретить (действительно, не принимать же закон запрещающий дышать). Продолжая свои исследования ИСС, но уже с использованием метода холотропного дыхания, Станислав Гроф со своей женой Кристиной собрали огромный объем описаний переживаний людей в ИСС, систематизировали их, что позволило им создать так называемую «картографию» психики человека.

Из рисунка видно, что основные положения учений Фрейда и Юнга о личном бессознательном (биографический уровень психики) остались прежними, но были привнесены и новые моменты:
     1.  Границу (горизонтальную изолинию), отделяющую сознательное от личного          бессознательного Гроф назвал психосенсорный барьер (1);
     2.  Границу, отделяющую личное бессознательное от коллективного – перинатальный
         или околородовый барьер (2), который, в свою очередь, состоит из 4 частей (матриц);
     3.  Область коллективного бессознательного была названа трансперсональным          (надличностным) уровнем психики (3).

Прохождение психосенсорного барьера при изменении сознания с помощью гипноза ничем особенным не отличается, так только, - сонливость, расслабленность, истома. При преодолении же психосенсорного барьера активно с помощью ЛСД или холотропного дыхания картина несколько меняется, происходит активный процесс диссоциации или «расплетения ассоциативного клубка» - временная разбалансировка и отключение межнейронных связей коры головного мозга, при помощи которых это самый барьер и создан.
Психосенсорный барьер чем-то напоминает «живую изгородь» - стену из переплетенных стеблей, веток и листьев разного рода ползучих и вьющихся растений и, чтобы пробраться на другую сторону изгороди, нужно развести-расплести руками перепутанные ветви, освободив проход. Так как при использовании ЛСД или холотропного дыхания «расплетение» ассоциативных связей происходит довольно бесцеремонно, этот процесс сопровождается зачастую довольно необычными ощущениями: гул в голове, головокружение, щелчки, треск в ушах, разноцветные пятна и геометрические фигуры вспыхивающие и плывущие перед глазами, ощущение разбухания тела, проваливания и нереальности происходящего. Эти явления хорошо известны врачам – психиатрам, их относят к разряду предпсихотических симптомов и часто они являются предвестниками развития интоксикационных психозов (галлюциноза, делирия) или галлюцинаторно-параноидного синдрома при шизофрении.
А при ЛСД-терапии или холотропном дыхании появление подобных ощущений (симптомов) означает, что «процесс пошел», начинают открываться «ходы-порталы» в область личного бессознательного, содержимое которого (воспоминания из личной жизни) становится доступным для органов чувств (репрезентативных систем) - тех самых «щупалец».

Большинство психотерапевтов, использующих гипноз как способ вызвать ИСС, работают на уровне личного бессознательного, стараясь особо «не копаться» в более глубоких областях психики, а то «мало ли чего». При психоделической терапии так не получиться, ведь, если «процесс запущен» при помощи химии, прекратиться он может только тогда, когда вещество организм покинет (при ЛСД это обычно 6-8 часов). В этом случае происходит «раскрытие» не только психосенсорного барьера, но и перинатального, отделяющего область личного бессознательного от коллективного (трансперсонального).

Холотропное дыхание, как инструмент для исследования глубоких слоев психики, – это «золотая середина», т.к. помимо способности «вскрывать» и психосенсорный и перинатальный барьеры, оно обладает одним немаловажным свойством – управляемостью, в связи с чем, в последнее время этот метод набирает всё большую популярность. Стоит прекратить сеанс, отключить музыку - через несколько минут «всё возвращается на круги своя».

Состояние психики c «открытыми барьерам» (и психосенсорным и перинатальным), которое возникает в результате сеанса трансперсональной терапии называется холотропным (что дало название и самому методу холотропного дыхания). Слово «холотропный» означает в переводе с латинского «целостный, единый, слившийся воедино с чем-то». А вот с чем (или с кем) слившийся? С коллективным бессознательным, которое является «питательной средой» для того, что называют Богом, ни больше не меньше, или Силой (лично мне больше нравиться слово Сила), или Разумом, или Брахманом, или Аллахом, или Универсальным Информационным Полем и т.д. У каждого свое представление об Истине, пусть оно таким и остается, никаких перевербовок в свою веру не будет…

Если попробовать вновь использовать простой рисунок – это выглядит примерно так:
В холотропном состоянии информация, хранящаяся в трансперсональной (надличностной) области становиться доступной нашему «Я» (ЭГО), но в этой доступности заключается не только благо…
Для инфантильного, неразвитого (неподготовленного) ЭГО, неудержимый поток информации, хлынувший из трансперсональной области, зачастую оказывается губительным, ведь для того, чтобы принять Истину во всеоружии необходимы иные качества нежели просто юношеская горячность и чувство вседозволенности. Люди, стремящиеся познать Истину, вернее обрести мудрость и знания, которые несет соприкосновение с Истиной должны быть готовы к этому, иногда подготовка занимает всю жизнь: монахи, отшельники, йоги, философы, мистики, но никак не юные (и потому глупые и неопытные) любители «кухонной биохимии», ведь огонь может как согреть, так и сжечь. Сломать «защитную дамбу» (перинатальный барьер), которой мать-природа оградила до поры до времени молодой, формирующийся разум от Силы очень легко, залатать же пробоину бывает неимоверно сложно. Поврежденные перинатальные матрицы, - не они ли являются причиной труднонепреодолимых «психических и поведенческих расстройств вследствие злоупотребления психоактивными веществами», как на врачебном языке принято называть наркозависимость. Давайте попытаемся разобраться с этим в следующий раз, ведь это уже другая истроия...  

© narcolikbez.ru 2015-2023
При использовании текста или фрагмента ссылка на сайт обязательна